Вчера мы вернулись из Монголии.
Адаптация к городской жизни проходит неожиданно мучительно. Особенно напрягают городской шум, воздух!
Не думалось мне, что за две недели можно настолько погрузиться в
mongolian lifestyle.
Это был поистине один из лучших походов! И этому множество причин.
Причина 1.
Монголия - страна потрясающей красоты! Не могу сказать, что мы увидели что-то из ряда вон выходящее, но каждый раз, оглядываясь по сторонам, невозможно насмотреться.
Приключения наши начались в Саянах, на озере Хубсугул (Ховсгол) - огромном чистом море, в котором люди никогда не вылавливали рыбу, и там ее водится огромное количество в первозданном виде.
Потом мы перелезли перевал и обнаружили под травой "закрытый ледник". Это когда идешь по долинке и вдруг натыкаешься на огромный разлом. Оказывается, идешь по вечной мерзлоте и в одном месте ее нефигово вспучило.
Совсем спустившись с горного массива, разделяющего Хубсугул и Дархатскую котловину мы наконец-то ощутил всю прелесть монгольских дорог. А такого нигде больше в мире нет! Ну или я не встречала еще. Во-первых, в Монголии нет асфальта (хотя последние пару лет китайцы пытаются закатать в асфальт хотя бы основные направления между большими городами, но, как мы убедились, тщетно
)). Во-вторых, основными жителями Монголии являются лошади, коровы, яки, козы и овцы. И они превращают все окружающее их пространство в идеально постриженный газон (представьте себе футбольное поле 100 на 200 км). В-третьих, Монголия - страна кочевников. Население мегамобольное! И каждый джигит считает своим долгом ехать по своей собственной дороге. Зачем вообще нужны дороги, если можно ехать напрямую. В итоге огромное количество грунтовок!!! Разного качества, конечно, но практически всегда пригодных для велосипеда.
Объехали мы Дархатскую котловину и осознали, что отстаем от запланированного графика. Пришлось подброситься на машине. 180км мы ехали 9 (девять!) часов. И это нормальная по местным меркам скорость. Самый распространенный автотранспорт - мотоциклы и "буханки". Мотоцикл российского производства, кстати, можно купить в любом хозяйственном магазине.
Немного жаль, что пришлось брать машину, так как "пронеслись" мы на ней через фантастической красоты каньон. На велике было бы интереснее все рассмотреть. Зато успели посмотреть
рериховский закат на перевале. Вообще тема Рериха в этом походе нами раскрыта. Николай Константинович удивительно точные картины привез из своих экспедиций - подтверждаем ))
А дальше. Дальше была уже совсем безлесная степь. Собирание по дороге палочек и кизяков для печки, запасы воды в рюкзаке на день вперед.
И песчаные барханы. Но удовольствие таскать велик по песку мы огребли всего на полдня. А все остальное время были прекрасные грунтовочки, длинные спуски и широкие долины.
Особым удовольствием было гонять стада с дороги! На всей скорости несешься в пучину овечьего стада. Овцы - поднимают головы - несколько секунд одупляют происходящее, а потом начинается паника! )))
И лошадки, которые всем табуном бегают наперегонки с нами!
В самом конце нас ждало особое приключение. Приезжаем в субботу (6 сентября) мы в аэропорт города Улиастай как положено за 4 часа до самолета. Спрашиваем у персонала, будет ли самолет? - "Да" - нам отвечают - "Все ок". Разбираем и упаковываем велики. Подходит уже время , а самолет наш никак не прилетает (самолеты там летают три раза в неделю). Мы начинаем волноваться. В аэропорту только охранники, которые ничего не знают (хотя странно), звоним в авиакомпанию. Нам говорят, что рейс отменен, следующий будет во вторник и нам об этом написали на электронную почту (это в Монголии, где электричество есть не в каждом поселке, а в гостиницах нет душа и туалета - туалет-конура как правило один на весь поселок посреди поля). Три часа авиакомпания пытается организовать нам трансфер и затем мы 30 (тридцать!!) часов едем в маршрутке 1000 км от Улиастая до Улан-Батора и успеваем войти в аэропорт за 10 минут до окончания регистрации на рейс в Москву. Крутое получилось путешествие - водки выпили много ))
И водитель при этом не парится, что он клялся доехать до Улан-Батора за 26 часов, а едет уже тридцатый час. В Монголии время имеет совсем другую тягучесть))
Причина 2.
Мы очень удачно выбрали время путешествия.
Ночью стабильно был минус, а как только вставало солнышко, сразу хотелось надеть шортики. Днем температура была до +30'С.
К концу лета высыхают болота, которыми очень пугали отчеты Лёни Исакова и самарцев, ездивших подобные маршруты до нас. Осадков практически не было. Один раз только мы промокли под холодным неприятным дождиком, но он закончился гостеприимством в юрте.
Сейчас только-только начали желтеть лиственницы. И леса приобретают красивые зелено-желтые переливы.
Причина 3 - Люди степи.
Монголия - это затерянный мир! Древняя цивилизация, где люди не считают зазорным жить так же как много веков жили их предки, пасти скот, варить лапшу с мясом и ааруул (сухой творог). В стойбищах очень много молодежи и детей, совсем нет "умирания и затухания деревни", какое наблюдается во всех оседлых странах последние 100 лет.
Монголы не меняются. Вот только приобрели себе мотоциклы и гоняют на них по степи. При этом каждый современный монгол в совершенстве держится в седле.
Очень здорово, что ребятам нашей группы этнографическая составляющая путешествия была гораздо интереснее спортивной и "желание поломить" не доминировало над желанием заглянуть в гости еще в одну ютру. А внутри юрты все разные, оказывается. И люди в степи живут очень по-разному.
Весной практически все мы подолгу зависали в Музее кочевой культуры, читали книжки про кочевников и буддизм. От этого намного интереснее было общаться с местными жителями, рассматривать их быт и пробовать еду в юртах. На гусятнике расскажем поподробнее и с фоточками, ждите анонса ))
Причина 4 - Команда.
Это отдельная песня! Очень долго было ощущение что тема велопохода в Монголию никому в нашем ТК не интересна. А потом набралось аж 9 участников. И хотя все имеют большой горный-лыжный-водный походный опыт и вообще уже больше десяти лет в турклубе, но друг с другом мы раньше не ходили. А для некоторых это был первый в жизни велопоход. Некоторые опасения по поводу "команды по объявлению" были.
А в итоге получилась очень гармоничная команда. Все очень разные, но очень дополняющие друг друга. И это было РЕАЛЬНО КРУТО! Полный восторг
Итак, представители "офисного планктона" Саша, Артем, Илья, Будет и я вчера вернулись в Москву.
А Оля, Андрей, Ринат и Наташа еще две недели будут колесить по Монголии пока не выкатают до последнего денечка визу. А потом они планируют добраться до оставленного в Барнауле (если я правильно помню) Андрюхиного старенького красного мерседеса и на нем с зависанием у друзей на Алтае, в Новосибе и т.д. к ноябрю доехать до Москвы. Обещали писать )))