Методика написания методички на практический выход
Основано на кратком конспекте лекции АГ Никонорова в тк "Вестра" от 27 сентября 2005 года
лекция читалась слушателям первого года, после УТП
Для чего читается эта лекция? Для того, чтобы выпускник школы БУ имел хоть какое-то представление об основных принципах построения занятий, так как формально, после стажировки, он имеет право их проводить.
При разработке плана занятия надо сфокусироваться на следующих вещях
- знать уровень слушателей. Для разного уровня слушателей - разные занятия. В туризме слушателей грубо можно разделить на начальный уровень (НУ, БУ), средний (специализированный, СУ) и высший (ВУ). Соответственно для каждого уровня строится свое занятие. Для начального - изучение нового материала, отработка базовых навыков. Для среднего - повторение ранее изученного, более глубокое изучение вопроса, анализ приемов и их взаимосвязи. Для высшего - обмен опытом применения техник, критический разбор используемых, разработка и анализ новых.
- цель и задачи занятия. Цель - это ЧЕГО мы хотим достичь, а задачи - КАК мы будем достигать цель. Задаччи надо подбирать так, чтобы они были интересны с одной стороны и выполнимы с другой, те учитывать уровень слушателей.
- повторение - необходимо как в рамках занятия, так и во всем процессе обучения. Курс обучения длится 2...3 года, и одни и те же темы/приемы отрабатываются многократно.
- эмоциональная насыщенность - занятие должно быть интересным. если слушатели теряют интерес, то эффективность резко падает. Считается, что непроизвольно внимание человека может быть сфокусировано на предмете в течении 7 минут, волевым усилием это время может быть увеличено до 20. Поэтому раз в 20 минут рекомендуется отвлечься, вставить какую-то шутку, случай из жизни или сменить тему. В этом плане гораздо проще с новичками - для них все ново, и каждое слово инструктора - откровение, поэтому внимание у них удержать легче.
Продолжительность занятий
- считается, что однодневные занятия гораздо эффективнее многодневных. Связано это с возможностью полноценно отдохнуть дома, отсутствием затрат на постановку лагеря, готовку и прочее. Команда по тм из Ростова (сильнейшая на 2005 г) последние 2 месяца перед соревнованиями тренировалась по 2 раза в день, с перерывом на обед дома. В то же время туризм - многодневное общение на природе. И сплачивание коллектива перед походом также очень важно. Как компромисс можно предложить многодневные выходы/тренировки для НУ и БУ, с целью приучения к походному быту и формирования команды. Для более высоких уровней подготовки предподчтительней интенсивные однодневные тренировки. Тут однако возникает другая проблема - полигонов для серьезной подготовки в Москве практически нет, и приходится проводить многодневные выходы в Карелию, Елец или Владимир.
Основные дидактические принципы
- наглядность - демонстрация объекта/примема во много раз эффективнее его словесного описания.
- осознанность - те добровольное, целенаправленное обучение со стороны слушателя. с этим в туризме обычно проблем нет, тк не армия
- доступность - излагаемый материал должен быть простым для слушателя, но не вгонять его в скуку. зависит от таланта инструктора
- научность - каждое значимое слово должно быть обосновано - экспериментами, теорией и тд
- учет возрастных и других особенностей аудитории
- связь теории и практики - эффект обучения возрастает многократно, если сразу после прослушивания теории есть возможность ее применить
содержание методички
- смотри на сайте Вестры примеры методичек
количество слушателей
- считается, что на одного преподавателя (инструктора/стажера) должно быть не более 6 слушателей, иначе его внимания на всех не хватает.
- если больше, то желательно выделить лидера в группе (технически и морально способного помочь) и делегировать часть функций ему. При выборе надо быть аккуратным, тк некоторые очень быстро заболевают "звездной болезнью"
- если лидера выбрать невозможно, приходится строить всю группу строем и гонять по солдатски, что чрезвычайно снижает эффективность занятия
безопасность
- необходимо перед занятием оценить безопасность его проведения - проверить склоны, снаряжение участников и пр. Отказ от занятия, если место проведения не достаточно безопасно - верное, но обычно трудное, решение.
расписание занятия
в занятии 3 части
- вступление - 15...30 мин - вспоминаем пройденный теоретически материал или занятия прошлых лет, разминаемся
- основная часть. Основная часть занятия с описанием отрабатываемых примемов, ограничений, особенностей приема. Обязательно указать расположение группы, инструктора и стажера, чем каждый из них занимается.
- заключение - оценить участников, подытожить, повторить основные отработанные принципы, раздать ДЗ
следует не забыть про обед - написать, как его организуем (термоса или горелки), кто готовит, во сколько уходит готовить и как перестраиваются коллеги. Важно проработать вопрос, чем заниматься после обеда, тк активные упражнения (зарубания :) ) не рекомендуются
Выдаваемое ДЗ должно быть реальным и интересным, как пример - ДЗ по ведению дневника наблюдений за снежными склонами. В качестве склонов можно использовать крышы домов разной экспозиции. Можно наблюдать образование сосулек, стаивание снега, наддувов, обвалов карнизов и тд
Задание в аудиторию - вспомните наиболее удачное занятие и опишите его сейчас за 15 минут
вопрос в аудиторию - перечислите основные дидактические принципы, используя пословицы и поговорки
прочие сведения с лекции
- раньше требования по методике были гораздо строже - при открытии школы требовали 25% материала, при закрытии - 75%
- сейчас явно методической литературы нет, есть книжки по темам, на основании которых используя материал данной лекции можно конструировать занятия
- брошюра по составлению отчетов есть у АА Алексеева
- лектор не должен стесняться своего незнания аудитории поименно
- отлично с точки зрения педагогики читает лекцию по снаряжению Александр Ефимов (Норд-Венто)
- для лучшего усвоения материала
- прочитать лекцию сразу после
- через 2 часа дома
- через сутки
- через неделю